Вы здесь

В Отрадном есть уникальная коллекция машин эпохи СССР, которую собрал Виктор ШМИК

"Когда я бросил сосать молоко, начал сосать бензин"

Сегодня рубрику «Город в лицах» мы начнем с загадки. Что общего у Отрадного и трех всеми любимых фильмов: «Операция Ы…»,  «Три плюс два» и «Офицеры»? Ответ неожиданный -  машины, которые  снимались в этих картинах. Да, та самая «инвалидка», которую так легко разворачивает Бывалый, «горбатый» запорожец, на котором приезжают на море героини романтической комедии, и знаменитый ГАЗ 67, который вез в танковую дивизию генерала Трофимова с женой. А хозяин всего этого кино-автопарка  и настоящий фанатик машин наш земляк Виктор Филиппович ШМИК.

О себе он говорит так:  когда  бросил сосать молоко, начал сосать бензин. Страсть к моторам и всему, что ездит, проявилась очень рано. Уже в первом классе наш герой пытался приделать мотор к обычному подростковому велосипеду, но получил от отца по рукам: «Мал еще!». Но охоты заниматься техникой это не отбило. И когда в третьем классе он попытался собрать мопед, не хватало только заднего крыла, отец оценил старания юного механика и привез недостающую деталь из Куйбышева.  А в пятнадцать лет он уже легко собирал мотор от мотоцикла. Остановиться уже было невозможно.

Всю свою дальнейшую жизнь Виктор Филиппович связал с машинами. Учеба в техникуме по специальности «Технический ремонт и обслуживание автомобилей». Первый мотоцикл появился именно тогда,  во время учебы,  Виктору Филипповичу было 15 лет. Заработав деньги в стройотряде, наш герой приобрел мечту всех подростков того времени мотоцикл «ЯВА», но ездил на нем недолго: несколько трагических случаев, произошедших с владельцами этой модели, отбили желание гонять на нем, и наш герой, по совету отца, пересел на более надежный «Урал». Кататься с другом ездили на строящуюся в то время тольяттинскую трассу.

 После окончания техникума Виктор Филиппович устроился на станцию технического обслуживания, где проработал два месяца до армии. В армии умение обращаться с автомашинами оказалось очень кстати, и почти всю службу Виктор Филиппович, как он сам говорит, «возил полковника». Отслужив, снова вернулся в Отрадный, из которого больше уже надолго не уезжал. Работать продолжил на СТО, где кроме ремонта машин стал заниматься оценкой ущерба  автомобилей после ДТП, это было до того момента, пока не появились страховые компании.

 Следующее место работы снова было связано с машинами - филиал тольяттинской конторы «Росоценка», которая проводила независимую экспертизу состояния машин после аварий.

Был в практике Виктора Филипповича случай, когда страховая компания оценила ущерб в 12 тысяч рублей, а по независимой экспертизе он составил в десять раз больше. Результаты экспертизы были приняты в суде и владелец получил причитающуюся ему компенсацию.

Не менее ответственным было и последнее место работы Виктора Филипповича в охране Управления Федерального казначейства по Самарской области в г. Отрадном.  Должность ответственная и важная, в арсенал охраны входили и резиновые палки, и электрошокеры ,  была лицензия на оружие. Но, к счастью, пользоваться всем этим за все время работы не приходилось ни разу.

Но где бы Виктор Филиппович ни работал, главной его страстью оставались МАШИНЫ! Первой машиной стала знаменитая «копейка», ВАЗ -2101, а потом долгое время все свои машины  Виктор Филиппович собирал сам у себя в гараже. Оставалось только их зарегистрировать.

- У меня сейчас несколько машин из прошлого века. Это «инвалидка», как в «Операции Ы…»,  переделанная в гоночную багги, приобрел я ее для сына, когда ему было  10 лет. Два «горбатых» запорожца, один из них на ходу. Вместе с сыном мы обновили салон, старясь сохранить его в первозданном виде. В этой машине очень любит сидеть внук, «рулить» и сигналить. Но главной своей машиной считаю ГАЗ-67, который, наверное, знает и хоть один раз видел каждый отрадненец.

 ГАЗ-67  — советский военный полноприводный легковой автомобиль  с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач. После войны ГАЗ-67 активно использовался не только в армии, но и в геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве и т. д. На его базе выпускалась бурильно-крановая гидравлическая машина, а также снегоочистители.

Внешний облик ГАЗ-67 — это упрямый, хотя и неказистый, но крепко сбитый трудяга, уверенно передвигающийся по любым дорогам на своих непривычно широко расставленных колесах. Работал он вполне надежно, использовался в любую погоду на любой местности, чем и заслужил уважение фронтовиков.

Машина эта бегала по Васильевке очень давно, сколько себя помню, столько помню и эту машину. Предыдущий хозяин перевозил на ней пчел, пахал участок, навесив плуг. В общем, рабочая машина была.  Ко мне она попала уже не на ходу в 2005 году.  Увидев ее у меня, Иван Васильевич ТАРАН, которого я очень хорошо знал, обошел машину и сказал: «Я на такой машине в армии комкора возил» ( комкор – командир корпуса, прим. «Вестника»). Так что машина легендарная. Фильм «Офицеры» помнят все, так вот в конце его  именно на такой машине главный герой картины генерал Трофимов возвращался в свою родную дивизию. Год выпуска моей машины 1953, в каком году и как она попала в Отрадный неизвестно. Но я ее всю перебрал, освежил, наводить блеск и лоск специально не стал - машина боевая, она и должна быть такой, фронтовой трудягой, которая проходила там, где не могли проехать даже танки. Ездил я на ней недалеко, в основном в лес. Машина проходная, по любым кочкам, колеям едешь -  не качнет, не тряхнет.

Удивительно, но при такой любви к машинам Виктор Филиппович не фанат дальних поездок.

- Дальше Москвы я на машине не ездил. На мотоцикле, когда учился, ездил в Жигулевск, а так, если нужно куда доехать, сел на поезд и поехал.

Эта машина – обязательный участник всех автопарадов, которые проходят в Отрадном ко Дню Победы.  А с 2016 года на своем ГАЗоне я принимаю участие в региональном автопробеге, который организует ДОСААФ. В нем принимают участие машины из Самары, Отрадного и других населенных пунктов. Он стартует из Самары и  идет в сторону Кинель-Черкасс. По дороге мы присоединяемся к автопробегу.  Неоднократно с нами в автопробеге на личной «Чайке» принимал участие сын легендарного Прокофия Максимовича ЛУКЬЯНОВА, полного кавалера ордена Славы, чей бюст установлен в Отрадном на Аллее Славы.

Очень приятно видеть, что моя машина вызывает большой интерес у юных автолюбителей. Я с удовольствием рассказываю и об истории машины, и о ее технических характеристиках. Ведь ГАЗ-67 машина не только легендарная, но и уникальная с технической точки зрения. Во-первых, заправлять ее можно чем угодно, хоть керосином, хоть бензином, во-вторых, при своих небольших габаритах она очень мощная.

В гараже Виктора Филипповича, кроме машин, стоит мотоцикл. Этот вид транспорта занимает отдельную главу в его автоистории:

- В нашей семье мотоцикл был 32 года, это был «Урал». Таких в свое время в городе, кроме нашего, было всего три. На нем мой отец принимал участие во всех демонстрациях на 7 ноября и Первое мая.   Демонстрации всегда открывали мотоциклы, украшенные флагами республик, входящих в состав СССР. Вот мой отец и выезжал на площадь вместе со спортсменом на таком украшенном флагами мотоцикле. Потом это делал я, а сейчас мой сын. В этом году со Знаменем Победы, предоставленным музеем истории г. Отрадного  во главе колонны ехал мой сын, я уже сзади на ГАЗике с внуками.  Мотоцикл этот я нашел совершенно случайно у нас в Васильевке, хозяин его давно, к сожалению, умер, а без хозяина и дом - сирота. Агрегат был старый, грязный, без люльки. Я его забрал, вместе с сыном привел в порядок, но опять лоск и блеск наводить не стали. Перебрал его полностью, держу для экстренных случаев, но выезжать пока не приходилось. Машина же есть, на ней удобнее.

Любовь к машинам Виктор Филиппович передал сыну. Он такой же фанат машин.  На участке около дома -  мини-автопарк внука, так что династию автоумельцев и любителей можно считать состоявшейся. А там, кто знает, какой автораритет появится в коллекции семьи ШМИК? Может быть, машина, на которой ездил Максим Исаев (Штирлиц), или броневик, на котором выступал В.И. Ленин? Кто сказал, что история - это скучно? История бывает разная, автомобильная в том числе.

 

Елена БЫЧКОВА

Фото Андрей ИВАНОВ

Выпуск №165 Дата выхода: 11.11.2021 Просмотров - 489 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №165 Дата выхода: 11.11.2021